Приветствую Вас Гость | RSS

Воскресенье, 05.05.2024, 18:42

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Ермак


ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ
Присоединение Казанского ханства вывело Россию на рубежи Сибирского ханства. Это было довольно странное политическое образование - слнепок нескольких территориально-племенных образований с началами государственности и часто большой самостоятельностью составляющих его улусов. Во главе улусов стояли мурзы или беки - ханские ставленники. Улусы связаны были друг с другом довольно слабо, а дополнительным фактором, разбивающим единство ханства, были практически непрекращающиеся распри и междоусобицы - несчастье и проклятие всех татарских ханств. Сословием господствующим в Сибирском ханстве были татары, внутренне тоже раздробленные по племенам, хотя стоит отметить, что в процессе этногенеза татар единение составляющих племен проходило довольно быстро. Сибирские ханы вели политику завоеваний и территориального расширения своего ханства, в состав которого ср.пр. вошла и часть земель зауральских башкир.
Восточнее, на равнинах Западной Сибири, проживали разнообразные племена с разным уровнем материальной культуры, ср.пр. угро-финские остяки (ханты) и вогулы (манси). Татарская знать исповедала Ислам; местные племена придерживались языческих верований. Татары в основном занимались животноводством; сельское хозяйство и ремесла были им скорее чужды. Охотничьи племена Сибири платили им дань мехами - самым ценным богатством Сибири.

Столица Сибирского ханства была расположена на берегах Иртыша; исторические источники называют разные её наименования, ср.пр. Сибирь, Искер, Кашлык. От первого вероятнее всего и произошло название ханства, причем довольно поздно - в конце XV века. Следующие десятилетия стали самыми трудными: это была полоса борьбы за власть и отражения нападений кочевых племен с юга и юго-востока; от них, впрочем, исходила постоянная угроза ханству. При таких обстоятельствах один из сибирских ханов признал себя вассалом Москвы (1555) и обязался платить дань. Но дружественные отношения сохранялись недолго. В 1563 г. в Сибирском ханстве состоялся очередной дворцовый переворот и новый хан, Кучум, отказался платить дань. Таким образом было положено начало процессу, который двадцать лет спустя должен был привести к присоединению Сибири к русскому государству.

С русской стороны этому процессу способствовали стремления очень богатого и предприимчивого рода Строгановых (или Строгоновых). Начало своей деятельности они положили еще в XV в. - сначала она заключалась в торговле, но вскоре Строгановы переключились на эксплуатацию соляных копей. Главной усадьбой Строгановых стал Сольвычегодск на Вычегде, в земле комяков (коми). В дальнейшем Строгановы расширили свою всестороннюю деятельность в верховьях Камы и её притоков, на территориях почти не заселенных, но богатых рыбой, пушниной и солью. Именно там, в верховьях Камы, царским указом от 1558 г. Строгановы получили огромные земельные наделы с правом содержать небольшие отряды вооруженные огнестрельным оружием. Это было необходимо для защиты их владений от набегов кочевых племен; с той же целью на главных торговых путях Строгановы основывали небольшие укрепленные городки - т.наз. остроги. А владения Строгановых уже вплотную подходили к границам Сибирского ханства.

Люди, поступающие на службу к Строгановым, набирались среди всевозможной вольницы, главным образом среди донских казаков. Начало казачества можно отнести к XV веку; оно формировалось на необжитых окраинах Молдавии, Польши, Литвы, России и Золотой Орды. В Великом Княжестве Московском процесс формирования казачества относится к более позднему периоду, но и тут оно имело всё то же общественное происхождение: беглые крестьяне, городские плебеи, посадские люди, солдаты, преступники. Они объединялись в военные отряды; живя на диких территориях, в постоянной опасности набегов разных степных кочевников, иначе они бы не защитили свои вольности. Казачьи поселения распространялись от Дона к югу, до Терека и Кавказа; со временем они стали проникать и в Сибирь. Главным занятием казаков была охота и рыболовство - в мирное время, конечно, которое никогда не длилось слишком долго. Позаботились об этом, кстати, сами казаки, которые со временем перестали бояться своих соседей и даже наоборот - сами стали создавать им немалые трудности. Чаще всего казаки устраивали набеги на Крым и другие причерноморские владения татар. В Москве понимали, что для русского государства это вполне выгодно; очередные московские правители придерживались своеобразной тактики неофициального признания казачества и не предпринимали военных походов против казаков. Со временем развернулась даже торговля с казаками, в которой не последнее место занимало холодное и огнестрельное оружие, порох, доспехи и прочие ремесленные изделия.
В 1577 г. на службу к Строгановым поступил, вместе со своим отрядом, предположительно силой до 1000 человек, некто Ермак. С этим отрядом Ермак перешел Урал и направился в центральные районы Сибирского ханства.Он появился там в 1581 г. и эту дату принято считать началом процесса включения Сибири в состав русского государства. Кучум для отпора казакам Ермака собрал столько воинов сколько смог, но ни все
его усилия, ни самое упорное сопротивление в битвах, не дали желаемых результатов. Невероятное численное превосходство татар не смогло перевесить техническое превосходство русских, лук и стрелы не смогли противостоять пищали и пороху. Все битвы кончились кровавыми поражениями татар; в конце 1582 г. Ермак вступил в столицу ханства. Кучум отступил, но у него было еще достаточно сил, чтобы думать о возмездии. Тем временем, еще до конца года, Ермак послал в Москву одного из своих соратников, атамана Ивана Кольцо (Кольцова?), с дарами, челобитной и просьбой поддержать казаков солдатами и пушками. Царь принял казацкого посланника весьма любезно, сам его одарил, много обещал, но в конце-концов послал на подмогу Ермаку всего несколько сот людей. В трудных климатических условиях, во вражеском окружении, далеко от своих баз снабжения Ермак не мог помышлять о дальнейших успехах, а тем временем Кучум действовал. В 1585 г. татары разбили казацкий отряд, при котором как раз находился сам Ермак. Он пытался спастись переплывая Вагай (приток Иртыша), но утонул под тяжестью своих доспехов. Татары опять вступили в свою столицу, а казакам пришлось отступить из Сибири.

Это произошло уже после смерти Ивана Грозного, но в Москве никто не помышлял об отказе от Сибири. Совсем наоборот - на этот раз нашлись средства для солидного предприятия. Для похода в Сибирь были сформированные свежие и сильные военные отряды, а с мыслью об их снабжении на пути в Сибирь были основаны два города: в 1586 г. Тюмень на Туре (приток Тобола) и в 1587 г. Тобольск у устья Тобола в Иртыш. Кучум вынужден был отступить на юг, но он долго еще не сдавался, отчаянно пытаясь повернуть Историю вспять. Конец всем его чаяниям положил 1598 год; понеся тяжелое поражение, Кучум отступил в Ногайские степи где вскоре был убит. Вся Западная Сибирь, бассейны Оби, Иртыша, Тобола и Туры, были включены в состав русского государства. В конце XVI в. Русские построили еще много городов и острогов, в частности Пелым на Тавде (приток Тобола, 1592), Березово на Северной Сосьве (приток Оби далеко на севере), Тару на Иртыше (1594), в том же году Сургут на Оби, Обдорск (ныне Салехард) в устье Оби, у самого Полярного круга (1595), Нарым на Оби 1596) и Верхотурье на верхней Туре (1598).
Битва при Чувашьей горе.
На Южном Урале 26 октября отмечался юбилей великого события в российской истории — 525-летие разгрома отрядом Ермака войск хозяина Сибири хана Кучума. А произошло то решающее сражение на Чувашской горе и закончилось взятием Чувашского города.

События 1581 года подробно описаны в «Истории Сибирской» тобольского служивого человека С. Ремезова (1642-1720), признанного впоследствии авторитетным историком и картографом. Его сочинение в полном объеме можно прочитать в Интернете.

Бои за ханский оплот начались в июле, когда Ермак пошел вниз по Тоболу. С. Ремезов пишет: «И тогда собравшееся войско чувашей, казачью орду, вогулов, остяков и всех татар Кучум отпустил из города своего с сыном своим Маметкулом по Тоболу навстречу Ермаку. Сам же устроил засеку около Чувашей на Иртыше, укрепив город». Дрались пять дней, войско ханского сынка было разбито. Для казаков открылась дорога на ставку Кучума. Хорошенько отдохнув, они, как сообщает историк, «1 октября вышли на бой с кучумлянами… и пошли на приступ, смело сражаясь с самим Кучумом, желая взять город Чувашский на горе Чувашской и здесь осесть на зиму, дескать, в осаде будем надежно укрыты, так как укреплен был город Чувашский окопами». Но пробиться в крепость с ходу Ермаку не удалось. 23 октября начался новый штурм. Длился он два дня. «Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли. У чувашей, — пишет С. Ремезов, — было две пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш». 25 октября Чувашский город пал, Кучум бежал в южные степи.

Как же оказались чуваши в войске хана? Ответ на вопрос находим в той же «Истории Сибирской». Кучум, которому, как отмечает ее автор, не постыдно было иметь сто женщин и юношей, «взял в жены дочь казанского царя Мурата, а с ней множество чувашей и абызов, и русских пленников». И сколько же это «множество»? За ответом мы обратились к историку Василию Димитриеву, хорошо знающему историю Казанского ханства. По его данным, Кучум получил в подарок порядка полтысячи чувашей. Притом это были не невольники, а воины ханского войска. Значит, с ними на Урал отправились и их семьи. Не из простых и абызы. Так называли мусульманских проповедников.

Заметим, та свадьба состоялась лет за двадцать до похода Ермака. Выходит, за это время чувашский отряд Кучума пополнился новым поколением. А это — самое малое еще полтысячи человек. Кстати, в отряде Ермака ко времени решающих боев осталось чуть больше тысячи казаков. И свой город чуваши построили. Притом называвшийся именно Чувашским. И пушечное дело освоили. Ну а то, что чуваши были отличными лучниками, хорошо знали судоходство, известно из русских летописей еще времен покорения Казани. Так что отряд, надо полагать, стал серьезной силой в войске хана.

Что же стало с чувашами после поражения Кучума? В. Димитриев полагает, что они перешли к казакам. На это указывает другой источник — «История Сибири» путешественника Г. Миллера. В ней есть любопытный фрагмент, рассказывающий о том, что Ермак поручил одному чувашу ответственное дело — выкрасть у хантов, воевавших на стороне Кучума, чудотворный идол из чистого золота.

Освоение края не смогло стереть с его лица те чувашские названия. Правда, остались они только в русском варианте. А как называли свой город чуваши? Чавашкар? Чавашял? Этого мы, конечно, никогда не узнаем. Сообщение о Чувашской горе есть в словаре Брокгауза и Ефрона. В нем отмечается, что под горой высотой до 25 саженей находится предместье города Тобольска Подчувашье. Это, надо полагать, прежний Чувашский город.

В Интернете нам удалось найти современную «Златоустовскую энциклопедию». Чувашская гора называется и в ней. Более того, сообщается, что к западу от горы простирается Чувашская степь, по которой протекает речка Чувашка. Объясняется, что «название дано по имени народности, представители которой селились в этом районе начиная с 1770-х годов». Селились потомки ханских воинов или вновь прибывшие? Вопрос тоже интересный.
Ермак тимофеевич

Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.
Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, а Ермак же звучало как сокращение. Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия[источник не указан 684 дня]. Эта же версия обыгрывается в сказе П. П. Бажова «Ермаковы лебеди». Существует мнение, что «Ермак» — прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи[источник не указан 61 день].
Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Из источников известно, что среди первых казаков, донских и волжских, встречалось немало крещеных татар, и вообще сами казаки впервые упоминаются в русских летописях XV в. именно как «казаки-татары». Кроме того, мужское имя Ермак (Ырмаг) встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XIII столетия и также принимавших участие в этногенезе казаков[источник не указан 61 день].
Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII в. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».
Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов[1].
В 1579 дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.
К началу 1580 Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. Сохранилось письмо польского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 г. королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». [2].