Приветствую Вас Гость | RSS

Воскресенье, 05.05.2024, 15:51

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

искусство


А знаете ли вы, что древнегреческие скульпторы раскрашивали свои творения? Краска, конечно, не выдержала испытания временем, но современные технологии позволяют увидеть статуи такими, какими они были созданы. Такая работа 25 лет ведется в Германии под руководством проф. Винцента Брикмана. В лучах ультрафиолета становятся видны мельчайшие следы фрагментов краски, а инфра- и рентгеноскопия помогают археологам выяснить, из каких составляющих была создана та или иная краска. Оказывается, волосы статуй были желтыми или коричневыми, для передачи ощущения живого тела краску соединяли с воском и наносили на обнаженные участки, а одежда была не только ярких цветов, но и богато орнаментирована. Причем иногда использовали символические цвета, например, гривы коней могли быть красными или зелеными. Приходится признать, что даже икона вкуса – Парфенон – имел раскрашенные фронтоны и капители.
 
Реалистические портреты (бюсты) появились только в эпоху эллинизма, и они свидетельствуют, что профили реальных древних греков ничем не отличались от профилей наших современников. Об этом же говорят ученые, реконструировавшие облик людей того времени по сохранившимся черепам. Ну а «греческий профиль» был, скорее всего, придуман для выражения красоты лица, такой же идеальной и недостижимой, как пропорции тела, соответствующего «Канонам» Поликлета.

Еще в конце XVIII века французский ученый Кэтримэр де Кинси обнаружил на древних статуях следы красочного слоя, и в течение всего XIX века люди искусства не могли с этим смириться. Художники сами ездили на раскопки в Геркуланум, уж очень не хотелось лишаться благородного белого идеала. Ведь белый мрамор считался символом превосходства Западной цивилизации. Белоснежная греческая скульптура стала символом достижений свободной личности и для философов Просвещения и для отцов-основателей американской нации (вспомните Белый дом). Правда, и фашисты, «духовные наследники Древнего Рима», никак не могли согласиться, что колыбель Европы вела свою культурную традицию из Африки (Египта) и ближнего Востока с их яркими красками. В результате, даже в научных работах, доказательства полихромности древних статуй намеренно игнорировали.
Много столетий люди восхищались игрой теней на мерцающем мраморе, и даже сейчас, точно зная, что античные статуи и здания не были белыми, нам трудно отказаться от этого эстетического заблуждения.
Источники: Лекторий ГМИИ им.Пушкина, Travel.ru.
 
Придуманая красота
 
А знаете ли вы, что реальные жители Эллады скорее всего не обладали «греческим профилем»? Такой профиль отличается линией носа, почти прямо переходящей в лоб, без выделения переносицы (как, например, у этого изображения Геракла):
Сначала греческий профиль появляется в росписи краснофигурных ваз эпохи поздней архаики, позже – в скульптуре классического периода. Прямой нос и небольшой рот – такой профиль обладал гораздо большей пластической выразительностью, чем обычный, вот древние художники и наделяли им богов и героев. Ведь положительные персонажи обязаны были быть и физически красивыми. Платон считал, что значительно выраженная верхняя часть лица (нос и лоб) в сравнении с невыраженными губами и подбородком указывает на преобладающую сферу сознания над сферой чувств. А вот «бездуховные» отрицательные персонажи изображались с крючковатыми или приплюснутыми носами.
Реалистические портреты (бюсты) появились только в эпоху эллинизма, и они свидетельствуют, что профили реальных древних греков ничем не отличались от профилей наших современников. Об этом же говорят ученые, реконструировавшие облик людей того времени по сохранившимся черепам. Ну а «греческий профиль» был, скорее всего, придуман для выражения красоты лица, такой же идеальной и недостижимой, как пропорции тела, соответствующего «Канонам» Поликлета.
 
немодельная вешность
А знаете ли вы, что древние греки не только воспевали совершенное тело, но и математически рассчитали идеальные его пропорции? Впервые расчет канонов красоты произвел в V веке до н.э. скульптор Поликлет. Он считал, что тело идеально, если голова составляет 1/7 роста, кисть руки -1/10, ступня – 1/6, а центр тела приходится на уровень пупка. Современные антропологи установили, что такое деление тела точкой пупка – определяющий показатель соответствия принципу «золотого сечения» (целое относится к своей большей части, как большая часть к меньшей).
Конечно, всем этим пропорциям соответствовали эталоны красоты того времени – статуи Богини красоты и любви Афродиты (Венеры). Нас восхищает возвышенная и строгая красота Венеры Милосской скульптора Агесандра, Книдской – Праксителя и Венеры «Прекраснозадой» Каллипига, но совершенны ли они по современным меркам? Сегодня мы бы сказали, что древнегреческая красавица широковата в кости, у нее мягкие, может быть, слишком округлые формы. Талия у Венеры довольно широкая, а грудь, наоборот, небольшая. К тому же у нее плоские ягодицы, а ноги коротковаты. Параметры праксителевской Афродиты совсем не модельные: 86 – 69 – 93, а рост всего 164 см. Ни один современный модельер не выпустил бы такую красавицу на подиум!
К счастью, древние поклонялись своим идеалам женской красоты. Известно, что Пракситель, первый мастер, работавший с натурщицей, избрал моделью для статуи богини Афродиты гетеру Фрину и был обвинен в богохульстве. В качестве аргумента в суде он сдернул с Фрины одежду. Увидев, сколь прекрасна ее нагота, судьи усомнились, что в столь прекрасном теле может быть порочный дух и – оправдали обоих Непримитивное искусство А знаете ли вы, что искусство первобытных людей вовсе не было примитивным, как многие могут думать. Лучшим тому доказательством может служить то, что, когда в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино Санс де Саутола вместе со своей девятилетней дочерью обнаружил пещеру Альтамира с полихромной живописью (в Кантабрии, Испания), эксперты наотрез отказались ему поверить и обвинили Саутолу в том, что он сам подделал творения первобытных художников. В качестве аргументов приводилось в том числе то, что наши предки не могли создать столь совершенное искусство, с такой сложной композицией. Точку зрения им впоследствии пришлось изменить и отнести пещеру Альтамира примерно 13 -12 тысячам лет до н.э., к тому же в 1940 году во Франции была открыта еще более древняя пещера – Ласко (17 – 15 тысяч лет до н.э.). Однако несчастный Саутола к тому моменту уже умер, так полностью и не вкусив радости от необычайного открытия, которое ему довелось совершить.